Классификация ювелирных украшений



В ювелирном мире украшения делятся на несколько классов.
Класс собственно ювелирных украшений — это украшения, изготовленные из драгоценных металлов и сплавов. Они могут быть со вставками из любых камней и материалов, в том числе и драгоценных, или без вставок.


Класс ювелирной галантереи — это украшения, изготовленные из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов. В качестве вставок используются камни и материалы, не относящихся к драгоценным. Они также могут быть и без вставок.


К классу металлической галантереи относятся украшения из недрагоценных металлов со вставками или без вставок. В качестве вставок в этом классе используются камни и материалы, не относящиеся к драгоценным.


Как видно, по используемому металлу эти классы не пересекаются. Пересечение возможно только по вставкам.
Данная классификация, называемая «практической», определена федеральным законом №  41-Ф3 от 26 марта 1998г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
До принятия этого закона использовалась несколько иная классификация по тому же признаку металлов. Использовалось четыре класса: собственно ювелирные украшения, художественные изделия, ювелирная галантерея и камнерезные изделия.
Время шло, создавались новые сплавы, материалы, и технологии. Появились новые стили и направления ювелирного искусства. С временем эта классификация устарела. Однако и сейчас еще можно встретить описания украшений со ссылкой на старую классификацию.
Для наиболее полного понимания классификации по признаку материала, необходимо знать, какие металлы и камни являются драгоценными.


К драгоценным металлам относится, прежде всего, ряд наиболее известных материалов: золото, серебро, платина, палладий и родий.
Каждый из них обладает своими неповторимыми качествами и характеристиками.
Золото мягкое и пластичное. Оно отличается высокой ковкостью, тепло- и электропроводимостью.
Серебро — очень тягучее, пластичное и ковкое. Серебро тверже золота и очень хорошо полируется.
Платина по пластичности и ковкости уступает золоту и серебру.
Палладий – металл серебристо-серого цвета, пластичный и ковкий, легко прокатывается и протягивается. На воздухе при нормальной температуре не окисляется, устойчив к влажной среде.
Родий – голубовато-белый металл, достаточно твердый. Имеет высокую отражательную способность и износостойкость.
Само понятие драгоценный камень точного определения не имеет. Можно было бы создать классификацию на основе цены камня, но она зависит от многих характеристик. И для вставок, изготовленных из одного и того же материала, одинаковых формы и размера, цена может отличаться в десятки раз, в зависимости от других его характеристик.


В качестве следующего классификационного признака используется понятие общего назначения ювелирного украшения. По этому признаку все они делятся на следующие группы:
• предметы личных украшений;
• предметы туалета;
• предметы для сервировки стола;
• письменные принадлежности;
• принадлежности для курения;
• предметы для украшения интерьера;
• предметы культа и совершения обрядов и ритуалов;
• детали украшения оружия;
• памятные медали, знаки и сувениры.


По техническому признаку или технике исполнения украшения делятся на три группы: ручного, машинного и комбинированного изготовления.
К украшениям ручного изготовления относятся те, в которых все детали и их сборка проводятся вручную. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Обычно это эксклюзивные, единичные украшения или комплекты.
К украшениям машинного изготовления относятся те, при изготовлении которых основные технологические операции выполняет машина. Однако и здесь используется ручной труд – для правок и выполнения одной — двух конечных операций. Например, при изготовлении цепочек, браслетов, обручальных колец, подвесок.
Сборка украшений комбинированного изготовления также делается вручную, но из деталей, полученных с помощью литья, штамповки или прессования.
Как видно из данной классификации, ювелирных украшений исключительно машинной сборки не существует. Всегда присутствует ручной труд. И это еще раз подчеркивает ценность настоящего мастера, его незаменимость. Именно ручной труд ценится настоящими знатоками ювелирных украшений как наилучшая гарантия высокого качества изделия.